21.06.2015

Отпуск на колесах. Выбирая путь

Существуют навыки и умения, которым можно легко обучиться, и не требуется серьезных усилий, чтобы выдавать стабильный результат. А есть такие, где кроме базовых методов, требуется большая доля эвристики, интуиции  и везения. Планирование маршрута и прокладывание предполагаемого пути для предстоящей велопоездки, я отношу именно к такой деятельности. Чем больше опыт в планировании маршрута и дальнейшей его проверке на местности, тем успешнее проходят следующие поездки, т.к. начинает накапливаться опыт успешных поездок, а ошибки и просчеты тщательно анализируются и учитываются в будущем.


Еще в начальной школе,а может и раньше, отец неосознанно привил мне любовь к картам. Долгими зимними вечерами мы играли с ним в "Города". Игра простая, но удивительно познавательная и интересная. Нужна карта или атлас и напарник. Загадывается какой-нибудь город, находящийся на карте, после чего его надо найти, после чего ищешь город, который загадываешь уже ты. Да, это игровая механика многих квестов, где на картинке надо найти правильный объект, но в реализации мира без компьютеров. С тех пор у меня появилась любовь к картам, атласам, а в дальнейшем  к географии, и естественным наукам. Помню в детстве, да и сейчас иногда бывает, я проводил время, рассматривая карты. Двухмерные данные в голове компилировались в пейзажи, объемные картинки. Для более качественной компиляции требовалось узнавать больше и больше, смотреть передачи про путешествия, читать книги, изучать фотографии, чтобы знать как может выглядеть тот или иной объект на карте в действительности. Где-то лет в 12 я потратил все свои карманные деньги за месяц на топографическую карту Брянской области. Родители не могли понять зачем она мне, а эта карта в масштабе 1:2000 стала моим другом.

С возвращением к велосипеду возникла потребность в удобном инструменте, для планирования и проработки маршрута. Пока катушки были в черте города все было просто - яндекс карт мне хватало для определения азимута или направления движения до следующего ориентира. Но яндекс карты доступны только на планшете или телефоне, и для них лучше иметь интернет. Оба устройства относительно автономны, и могут обеспечить картинкой не больше чем на часов 8 пути. Второй минус навигации сразу по карте в пути - сложно дома спланировать маршрут и отслеживать его в пути.

Для решения задачи планирования маршрута заранее я  пришел к strava. В целом накидать маршрут заранее, отобразить его на телефоне и двигаться по нему очень удобно, если бы не всплыла проблема с энергопотреблением телефона при включенном gps и интернете. Телефон умирал буквально за 6-8 часов пути, при редком обращении к маршруту. Оказаться где-то за чертой города с разряженным телефоном - не самая лучшая затея.

Strava обладает отличным инструментом - конструктор маршрутов. Одно время я им пользовался, но оказалось, что он отлично строит маршруты только в хорошо объезженных местах. При переходе в ручной режим начинаются тормоза и лаги, а автоматический может не захотеть строить маршрут там, где планируется, например, переплыть реку на пароме, или перейти шоссе по переходу.


Из-за недостатков strava, а точнее это не недостатки, а попытка использовать инструмент для спортсменов  в контексте туризма, я пришел к истинно туристическому инструменту - gpsies.com. Этот инструмент очень удобный и практичный. Проблем с построением маршрута в ручном режиме нет. Но оставалась проблема - как отслеживать маршрут в пути.



В итоге я пришел к мысли, что надо купить навигатор. И уже было почти купил Garmin eTrex 10, но менеджер отговорил меня, т.к. этот навигатор не позволял загружать карты. Так, перед своим отпуском, я стал обладателем Garmin eTrex 20.

Garmin 

К Garmin идет инструмент для создания треков и маршрутов - BaseCamp. BaseCamp является развитием предыдущего продукта MapSource. Оба инструмента "заточены" под цели компании гармин - продавать качественные приборы навигации, а в качестве дополнительного дохода продавать "обслуживание" в виде карт для своих навигаторов. Не буду описывать эти продукты, т.к. работа в ним мне в целом не понравилась, и самым удобным инструментом остается gpsies.com + яндекс.карты, где можно посмотреть наиболее актуальные снимки со спутника.


Стоит отметить, что сервис интернет магазина garmin.ru на высоте. Я долго колебался - брать ли навигатор в интернете на непонятном сайте или заказать с оффсайта, прочитав историю про то, что серый гармин отказались брать в платный ремонт только из-за того, что он куплен не у официального дилера, я плюнул на разницу в цене и заказал у официального продавца.  И хочу сказать оно того стоило:
  • Менеджер позвонил мне через 5 минут после оформления заявки и, внимание!, отговорил от покупки модели etrex 10, потому что она мне не подошла бы по функционалу.
  • Курьер созвонился с утра, согласовать час доставки, после позвонил за 5 минут до прихода, для уточнения ожидаю ли я его. Сам курьер вежливый и очень внимательный. Тщательно проверил все бумаги, достал чековую машинку и оформил покупку. Все оформление бумаг было при мне. После чего процитировал все положенные, видимо, тексты про сервис, возврат, консультации, гарантию. При этом не оттарабанил, а именно рассказал, делая паузы в нужных местах, чтобы я высказался о том, что все понял. Вручил мне гармин, вежливо попрощался и ушел. Это была лучший опыт общения с курьером в моей жизни!
Не буду делать "обычный" обзор этого устройства, т.к. они есть минимум в трех видах в интернете. Расскажу об опыте его боевого применения.

Навигатор

Интересная, но бесполезная вещь, если само устройство лежит в кармане и что-то там пищит. Навигатор прокладывает маршрут по своим данным, а они могут не соответствовать реальности, поэтому может случиться ситуация, как на картинке, устройство говорит ехать прямо, а прямо - болотце/забор/ворота/свалка/кладбище, и нет какого-либо варианта пройти. При этом навигатор пищит разными звуками, сообщая, что я ушел с маршрута, а потом он вообще сдается, считая, что я заблудился и нет мне спасения:) В общем, не нужен для велосипеда навигатор, идущий по маршруту. Лучше слушать интуицию и знать, где север.

Дачный поселок на берегу р.Снежеть

Карты

К картам гармина или скаченным OSM надо подходит с осторожностью. Одни дороги на карте находят не там, где они есть, другие не соответствуют по типу поверхности, а третьих вообще уже не существует! Именно с этим я столкнулся, когда искал деревню Поздняково.

OSM реальность
Дороги России от Garmin

Если присмотреться, то видно, что Яндекс расходится с Гармином в показаниях и дорога из Поздняково на запад находится в разных местах. Ну вот я ехал по гармину по почти исчезнувшей с лица Земли дороге, которая потом превратилась в след от трактора по полю с одуванчиками. Но что тут можно сказать, как я уже писал в описании этого участка, и отписался в тот день в вк - если гармин говорит, что путь есть, то он будет. В данном случае я увидел, что там будет дорога, и я ее нашел. Но лучше прорабатывать маршрут заранее, а не искать его на местности.

Но бывает и другая картинка. С ней я столкнулся по пути из Унечи в Злынку. OSM карты не говорили, что есть дорога, а вот Карты России показывали две деревни и дорогу между ними. В тот день я уже устал ездить по пескам, и увидев, что есть дорога через лес, вместо того, что бы поехать дальше по пескам, я свернул туда. И вот, если Красный Луч еще содержит, минимум один жилой дом, то все, что я увидел на месте Улетовки - это остаток одного погреба среди деревьев. Сначала я уехал немного южнее, выехав на делянку(если смотреть снимок со спутника), потом решил вернуться к развилке и поехать по пунктиру гармина. Если посмотреть внимательно на мой путь, то видно, что я блуждал, пытаясь выйти на дорогу, которую показывал Гармин. А блуждал я потому, что в этом месте, когда-то прошел ураган, и множество деревьев лежат валом друг на друге. При этом близость речки создает в целом подтапливаемый участок и отличные условия для метровой крапивы. В начале пути было видно, что кто-то, судя по срезам, в прошлом году расчищал проход для пешехода, а раз "за лесом есть деревня", то я сделал предположение, что дорогу прочищали к селу. Но в какой-то момент я решил проверить - иду ли я правильно по этой прорубке. Видя, что я сбиваюсь с пути, я ломился с велосипедом с сумкой на багажнике сквозь,через, под и над деревья, кусты. В какой-то момент выбился из сил и решил отдохнуть. В этот момент я стоял на одной ветви раздвоенного ствола березы, а велосипед стоял на другой. От этих 30-40 сантиметров в поперечнике ветвей до земли было около метра. К сожалению, я не сделал ни одной фотографии того участка, потому что меня облепляли оводы, ноги были исцарапаны ветками и кустами, и покрыты волдырями от крапивы. Стоя на этом стволе, и покуривая сигарету, я  осознал всю тяжесть ситуации: я не смогу никому сообщить где я, т.к. связи нет, а если бы и была, то я не представлял как объяснить, пусть даже и матом,  где я. В памяти  всплыл фильм "127 часов". А когда я стал спускаться с этого дерева, чуть здорово не навернулся, понял, что надо что-то менять - лес не желает меня выпускать. В этот момент я принял единственно верное решение - убрать навигатор(до этого момента после каждых несколько минут преодоления очередных метров пути, я сверялся, что иду к мифической дороге, обозначенной пунктиром) и пойти туда, куда мне хотелось больше всего пойти, т.е. довериться интуиции и своему ощущению мира. Стоит отметить, что Strava с гугл картами лучше знали, где была когда-то дорога.



Отказавшись от сверки с навигатором, и, ориентируясь только по солнцу, некоему заданному азимуту и ощущениям внутри себя, т.е. полностью отбросив работу разума, который говорил "вот гармин, у него есть данные, что дорога там", я за минут 10 выбрался из суровых завалов, и пошел уже по более-менее чистому лесу, а еще минут через 5 я увидел дорогу! В попытках выйти на дорогу, я провел в лесу ровно 1 час и преодолел около 1 километра за это время. В отдельные моменты моя скорость была 0.7 км/ч!

Все это показывает то, что я отнесся с пренебрежением возможности загружать в устройство снимки со спутника, за что и поплатился. Вот в Унече я отказался от изначального маршрута через Сураж, посмотрел на яндекс.карты, прикинув путь на Клинцы напрямик, проехался отличным маршрутом, про который ни Дороги России, ни OSM ничего не знали!


Так что же Garmin? Garmin eTrex 20 - это отличный инструмент, который станет хорошим напарником в путешествиях! 20 с лишним часов от двух АА батареек. Возможность все это время писать трек на память, смотреть заранее спланированные маршруты(треки), отмечать какие-то точки в пути. С этим устройством всегда знаешь где ты, и можно найти ориентир, направление, по которому надо двигаться. Для человека, не имеющего проблем с ориентацией на местности, это полезное дополнение. Для путешественника, который использует уже освоенный кем-то путь - отличный напарник. Но для разведки  его карты требуют дополнения, как раз этим он и отличается от более младшей модели в линейке.

При использовании навигатора, не стоит забывать обращать внимание на масштаб. Устройство запоминает последний указанный масштаб, и, если про это забыть, то можно искать дорогу там, где ее нет. Так же нельзя забывать про особенность векторных карт - при разном масштабе они имеют разную детализацию. Это как плюс, так и минус таких карт.

Вот какой алгоритм построения маршрута я сформулировал для себя:
1. Между двумя точками найти два-три варианта пути, по беглому осмотру gpsies.
2. После чего каждый участок изучается в снимках со спутника на предмет потенциальных проблем
3. Особое внимание уделяется участкам, проходящим через леса, лучше для каждого такого участка сделать запасной путь в обход. Нельзя строить предложение, что вот здесь в лесу видно, что между деревьями есть расстояние, значит здесь будет тропинка - это может оказаться ручей!
4. Участки, проходящие по потенциально заболоченной местности так же дублируются.
5. Общаться с местными жителями
6. Маршрут заливается в навигатор, и используется как базис пути. Не стоит считать его абсолютом, и лучше отказаться от какого-то пути при первых признаках ухудшения дороги, если есть запасной вариант обхода этого участка.Особенно это важно при путешествии с начинающими велосипедистами.

Применив этот алгоритм, я на спор с отцом проехал маршрутом, про который он говорил, что там не будет дороги. У меня была заложена точка разветвления, и, если бы местные жители сказали, что та дорога, которую я нашел для себя на картах со спутника,  уже не существует, то поехал б по запасному варианту, сделав крюк в 30 километров.

В ближайшем будущем планирую освоить растровые карты, после чего посвящу этому отдельный пост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий