21.06.2015

Отпуск на колесах. Передышка в Б... Брянске

Первая часть

В творчестве Юрия Никитина есть примечательный цикл "Трое из леса", который в свое время внес определенных вклад в мою жизнь. Раздумывая о названии второй части рассказа об отпуске, в памяти всплыло название одной из книг -  "Передышка в Барбусе". Получилось отчасти похоже, особенно если оставить только первую букву. Хотя саму книгу я так и не прочитал)))



Так вот, после  совершения своего однодневного рывка на 200 километров по просторам Калужской и Брянской областей я был у себя дома в Брянске. Примечательно, что два года назад именно здесь я вновь вернулся к велосипеду. Неловко, не совсем  удачно, может быть неправильно, но был приобретен велосипед, который я открывал для себя заново.

Почти два года назад я совершил  безумие, по тем меркам, 70 километров за день. Сейчас даже смешно это писать, но тогда это был подвиг, ведь до этого я проезжал только 50 километров, да и то было в детстве. К ним я по позже вернусь. Интересные ощущения блуждали во мне - хотелось повторить тот самый маршрут, и ничто не останавливало.

Накануне я ожидал, что буду без сил, и собирался 7 июня проехать порядка 20-40 километров только для того, чтобы размять ноги, которые должны были бы  болеть. Но боли не было, а значит ничто меня не сдерживает! Первым делом  я прокатился по району, так сказать, прощупывая местных водителей на адекватность восприятия велосипедистов.

Тут стоит отметить, что еще в Кирове меня посетила мысль, что я "зажрался в своей Москве". Немного посмеявшись над собой, я тогда поехал дальше. Опробовав брянских водителей, я еще больше убедился в том, что я действительно зажрался. Дороги не очень, водители наглые, даже не наглые, а дикие. А про маршрутки я лучше вообще промолчу. Проехав от Самолета до Полтинника, мне пришлось отказаться от идеи "ехать размерено", т.к. маршрутчики спешили обогнать и остановиться передо мной. Это, я вам скажу, не по полосе для общественного транспорта на Алтуфьевском шоссе ехать. Поэтому пришлось держаться ближе к потоку - 30-35 км/ч.


Хотя не буду хаять только автомобилистов. Велосипедисты, а точнее пешеходы на велосипедах, в Брянске  еще хуже. Без света, по встречной - это обычное дело. Спешиться на переходе - что за глупость?!

Проспект Станке-Димитрова мне и раньше не особо нравился, а  теперь это вообще непонятная гостинная магистраль, которая должна бы показать въезжающим в Брянск всю красоту города, а показывает кирпичные и бетонные коробки, разбавленные частным сектором и непонятными постройками советских времен. Лучше бы оставался дачный поселок, который там был лет 10 назад.


Кольцо Телецентра я всегда старался избегать, но в этот раз светофоры сложились так, что оно было свободно, и  со спокойной совестью этот участок был взят. Выехав на ул. Фрунзе,  опять посмеялся, что избаловался. Дорога без бордюра справа, а значит, что  плохо просматривается "зона для движения велосипеда", т.к. справа нет даже разметки, а край дороги местами присыпан песком и ничего хорошего не обещает сликам.

Ну да ладно о плохом. Свенский монастырь меня вновь порадовал видами. Все же наши предки знали, где селиться! Это вам не бетонные коробки в пойме Десны на Флотской, это правый высокий берег могучей речушки. Весной вокруг монастыря все зеленное, а за ним открывается великолепный вид на, пожалуй, десяток километров  к горизонту: Фокинский район, леса левобережья, объездная дорога. Если кто был в Киеве на Владимирской горке, или в Москве на Воробьевых горах или Крылатских/Волоколамских холмах, то вот  такой обзор открывается. Только вместо миллионного мегаполиса  - лес.  Странно, что обжитую местными площадку до сих пор не обустроят, даже дорога к ней - это песок с одной стороны ,а с другой - разваленные ступеньки на грунтовку.

Спускаясь с дороги, я даже немного испугался, притормаживая обоими колесами, слики не хотели сбрасывать скорость, а даже набирали ее. Чтобы не устроить даунхилл на обрывистом, ранее неприступном для врагов с востока, склоне, пришлось сильнее затормозить. Запыленные колодки завизжали, испугав загорающую рядом женщину.

Итак, первый  чекпоинт взят. Поездка на Свенский была первой поездкой по Брянску два года назад. Впереди Снежеть. Я решил совместить приятное с полезным, поэтому поехал по новым для себя улицам -  Карачижская и Урицкого. Маршрут не из самых приятных. Кстати, вот после переезда в Москву, одно из первых отличий, что бросилось в глаза, это меньшее количество пыли. Банально обувь после прогулки по Москве не такая пыльная, как после прогулки по Брянску. Так вот обочины этих улиц, как и многих других - это сплошной песок, а покрытие - результат мелкокалиберной бомбежки, местами маскирующееся под ямочный ремонт.


Когда-то, когда на моей голове было немногим больше волос, чем сейчас, я уже гулял в тех краях по Карачижскому оврагу. С другом у нас была забава - "никогда не возвращаться тем же путем, что пришли", в итоге пришлось пройти овраг поперек, по мокрой глине и известняку, но тогда мы не добрались до пересечения оврага с Урицкого. Эта русская горка для  меня была открытием: спуск начинается с неплохого покрытия, а, видя приближающийся подъем, понимаешь, что будет весело, поэтому блокируешь вилку и прикладываешься на полную к педалям. Обычный паттерн при преодолении подобного рельефа. Но не все так просто. Ближе к середине, в самой низкой точке, начинается совсем разбитый асфальт, весь в латках. В этот момент велокомп показывал 50 с чем-то километров в час, а велосипед начало кидать. Обернуться назад, проверить, что там никого нет, не представлялось возможным, поэтому оставалось верить, что все так же свободно, как в момент начала спуска. Разлочив вилку, к велосипеду вернулась управляемость, и я пошел на подъем. Подъем всегда съедает скорость, а с таким асфальтом она была моментально проглочена.

Вообще со спусками-подъемами интересная ситуация. Вот взобрался ты на высоту, и перед тобой открывается спуск и следующий подъем, он кажется таким крутым, что закрадываются сомнения, а осилишь ли. В следующее мгновение велосипед уже катит вниз, набирая скорость, а в голове лишь - почему спуск такой пологий и почему не помогает набирать скорость. Приближаясь, большинство горок в средней полосе перестают быть такими высокими, особенно учитывая, что до половины высоты ты просто влетаешь накатом, а потом начинаешь дожимать, и лишь последняя пятая часть подъема, обычно самая пологая, может вызвать трудности. В этот момент еще удивляешься, и почему она меня напугала. Но силы подъем все равно  съедает. Восстанавливая дыхание думаешь, ну вот поеду обратно, уже с этой стороны будет лучше катить. Эх, если бы, скорее окажется, что обратно все будет выглядеть еще хуже!

А дальше я проявил, видимо, верх наглости. Мне предстояло преодолеть спуск по Красноармейской на Калинина. Это односторонний Т-образный участок дороги, где мне нужно было уйти налево! Вроде по ПДД, полагается уйти направо, там на ближайшем пешеходном перекрестке спешиться и перейти дорогу. Ну нарушений ПДД за сегодня уже было предостаточно, поэтому еще одно меня не смущало. Преодолев перекресток под зеленый пешеходный, я ушел танцем на скорость 40+, в итоге почти успел спуститься на Калинина, но уже моргающий зеленый заставил меня остановиться. И только после остановки меня догнали автомобили с прошлого светофора. 

Интересно, кому в голову пришло назвать участок Калинина гордо "набережная", ведь эта набережная не больше чем берег Десны. Фонтан на Славянской площади не работал, видимо сейчас все силы пущены на предвыборную компанию и завершение многолетнего ремонта Кургана Бессмертия. Лесопарковая зона в районе бывшей станции "Брянск-Город"встретила милым плакатом "Оставил мусор - не забудь хрюкнуть!". С одной стороны хотелось улыбнуться, но в тоже время стало стыдно за земляков, ведь им приходится уже в открытую говорить - "не будьте свиньями". А потом стало совсем не до шуток - грунтовая тропинка была усыпана стеклами, которые пришлось объезжать, надеясь, что мои спортивные конти выдержат это испытание. Хорошо, что мусора дальше стало заметно меньше, все же место проведения спортивно-развлекательного мероприятия "Штурм", должно быть почище. Все пляжные места Снежети были заняты, даже больше, места, в которых я бы и не подумал спускаться к воде, так же были уже заняты. Солнце припекало, и у меня впервые пробежала странная мысль - а не искупаться ли. Но одного взгляда на зеленую воду было достаточно, чтобы отбросить эту глупость.



Так вдоль Снежети я доехал до первого железнодорожного моста, где решил посидеть на берегу, посмотреть как мужик купал свою овчарку. Все же собаке нужна свобода, ей нужно играться, она так резво влетела в воду, что хозяин даже не успел снять с нее поводок. Так она с ним и купалась. Буквально несколько мгновений и собака уже где-то нашла ветку, притащила ее хозяину. В общем занимался я созерцанием.  И тут вспомнил, что собирался встретиться с главным Сусаниным - Михаилом Петровичем, как раз тот самый друг, с которым мы изучали Брянск пешеходный. 

Возвращаясь к избитой теме о свободе, можно сказать, что я в тот момент был свободным, т.к. последствия любого выбора мне ничем не грозили. Это приятное ощущение: хочешь едь в Бежицу, хочешь - продолжай путь в Белые Берега. Вбив адрес его магазина в гармин, мне стало интересно, а как же работает функция "навигатор", но об этом после. В общем всеми правдами-неправдами я выехал к станции Брянск-Орловский. Гармин к тому моменту отбросил все попытки вывести меня "правильным" маршрутом, проинформировав меня о большом количестве ошибок в пути. Ну а мне он тут особо и не нужен. Улица Речная переходит в Бурова, на которую мне надо.

Вечером на Самолете я встретил двух шоссеров, в форме, все по правилам. Это вселило в меня некую надежду отлично покататься по Брянску. Вот эти 6 километров я вспоминал этих представителей редкого вида лосей, размышляя, где же им в Брянске кататься, ведь за за 30 километров, я в лучшем случае проехал в сумме 10-15 километров адекватной дороги. Да и то большая часть была нагружена трафиком, не думаю, что на шоссере будет приятно там ездить. Объезжая крупные ямы, мелкие проглатывала подвеска, которая так же отлично справлялась с обочиной, когда меня на нее вытесняли, я повесил ярлык на  увиденных шоссеров  "Лоси в заказнике". Жалко их, надеюсь, что они все же выезжают тренироваться за город.

Петрович просветил меня, что в этом же здании работает еще один друг, так что я навестил и его. А обратная дорога - это подъем на Городище. Я решил, что хватит с меня пока что разбитых дорог и невнимательных водителей, и отправился в Пушкинский парк, где...  просто лежал на скамейке. Сам удивился, как в этом парке было свежо по сравнению с проходящими буквально в 100 метрах дорогами, и эта свежесть манила побыть в ней подольше. Рядом мамы,папы, бабушки и дедушки гуляли с маленькими детьми, но, на удивление, не было никакой суеты, крика, обстановка была, успокаивающая  и расслабляющая.

Думаю, всем известен термин "воздушный коридор", так вот над Брянском проходит один из коридоров.  Я в течении минут 15 лежал и смотрел как из одного листочка дерева вылетает самолет, преодолевает расстояние до соседнего дерева и скрывается в его кроне, оставляя за собой шлейф. А когда шлейф растворяется в атмосфере, появляется следующий самолет. Удивительно медитативное занятие!

Крупные города - это всегда интересное место для прогулок и наблюдений. А город, который в процессе роста поглотил соседние города, которые на момент поглощения не уступали в своих размерах, особенно интересен! Бежица была отдельным городом, и до сих пор это заметно. Она имеет свой центр, свой стиль, свой рельеф, свой шарм и свои проблемы. В отличии от других районов Брянска, в Бежице со времен отдельного города остался большой набор объектов. С точки зрения рельефа, она больше подходит для велосипедистов - левый берег десны более плоский. Проезжая по ней на велосипеде, я открывал ее заново. И в итоге сменил свое мнение, в Брянске есть где кататься, просто лучше жить не в Советском районе.

Кроме парков в центре, в Бежице есть Орлики  - цепочка прудов вверх по течению Десны. Песчаные пляжи Орликов привлекают людей. Вот и я не устоял.

Вечером меня посетила мысль "а не искупаться ли". Удивительно, стоило расстаться с хвостом, как мои шаблоны поведения стали меняться. С хвостом у меня даже не появлялось мысли о воде, т.к. нужна расческа и ожидание час-полтора, пока волосы высохнут. Теперь же есть свобода от этого ограничения. Хвост в каком-то смысле был настоящим хвостом из прошлого, обозом, который я, по привычке, тянул за собой, лишая  себя новых ощущений, эмоций, действий.


Советский район Брянска находится на правом высоком берегу Десны, т.е., как не пересекай границу районов, это обязательно будет мост и подъем/спуск - Городищенский подъем, подъемы по улицам Урицкого, Фокина, Горького или Арсенальной. Есть еще несколько безымянных подъемов, которые проходят по грунтовому покрытию. Они хороши тем, что там нет движения, но качество покрытия в разы хуже.


Решив разведать другую дорогу  в Бежицу, я проехался по Плодородной улице и спустился сразу к Болгарам. Спуск был великолепный - узкая грунтовка, усыпанная щебнем и битым шифером, которые спасают автомобилистов в дождливую погоду на этом глинистом склоне. Вышел лайтовый даунхилл.


В общем, закат солнца я встречал на Орлике. Просто сидел на песке и смотрел, как  над гладью воды солнце клонится к земле.


Т.к. мой рассказ все же посвящен и велосипеду, то стоит вернуться немного к велосипеду: за два дня в Брянске я проехал 150 км, оставил след на единственном найденном участке в strava.

Эти два дня в Брянске на велосипеде  дали мне больше, чем 150 км, они дали  возможность многое обдумать, переосмыслить, посмотреть на многие вещи под другим углом. И пусть основная задача того, что я остановил путешествие на два дня вместо возможного одного, так и осталась не выполненной, но они прошли под девизом "а хочу ли я это сделать".

Теперь я знаю, что я могу быть счастлив практически в любом месте, где могу кататься. Велосипед и дороги, места, открытия -  это то, без чего я уже не представляю себя.  Главное, чтобы дороги были в достаточном количестве, т.е. чтобы при желании проехать 20 километров перед сном, я мог без проблем проехать их, и желательно, чтобы вариантов было несколько. В городе меньше Брянска это скорее всего будет проблематично, т.к. для этого придется выходить на дорогу, соединяющую города, а чем меньше населенный пункт, тем выше вероятность нарваться на пьяного водителя.

А что же Брянск? За 9 лет моего знакомства с ним, этот город все больше и больше уходит в другую сторону. Видно нам с ним не по пути стало давно, но я пытался удерживать эти отношения. Лучше я буду видеть его раз в год-два, а может и три, но это будут теплые встречи, а не ежедневные ссоры. Лучше я буду любить его за все хорошее, что мне в нем нравится, чем за плохое, что я видел, живя там. Город растет и меняется быстрее, чем происходят изменения в головах людей,  мы можем принимать или не принимать эти изменения. Большую часть я не принимаю, поэтому и уехал. Может быть я и вернусь в него жить, когда-нибудь, но это будет уже другая жизнь, в другом районе города, в других условиях, в другой реальности...

Комментариев нет:

Отправить комментарий